а находил их.
Глава 11. Отдых у СеныПабло и Карлос сидели в оживленном уютном баре у столика со свечами и пили абсент. На металлических решетках поверх стаканов аккуратно лежали горящие кубики сахара. Все смотрели на двух бойких танцовщиц, которые отплясывали канкан. — Мне действительно нравится Анна, — сказал Карлос. — Она настоящая леди, и не исключено, что к тому же очень богата! Пабло не понравилось то, что он услышал. — Не торопись, парень. Вы едва познакомились. Карлос, увидев вытянутое лицо друга, улыбнулся. — Ага, ты ревнуешь? Пабло сделал большой глоток и вытер рот тыльной стороной ладони. — Просто будь осторожен, только это я и хотел сказать. Когда танцовщицы закончили свой номер, на противоположной стороне длинного многолюдного зала раздался громкий возглас. Пабло посмотрел туда, откуда раздавался шум, и увидел подвыпившего, но опрятного лысого мужчину лет двадцати пяти, одетого в костюм-тройку, при галстуке. Он стоял у противоположного конца барной стойки и горячо, увлеченно спорил с каким-то молодым человеком. Это был журналист по имени Макс Жакоб. Еврей по происхождению, Жакоб утверждал, что недавно ему явился Христос, и потому он обратился в католицизм. Однако и религия не смогла избавить новообращенного от гомосексуальных наклонностей, о которых он однажды сказал: «Если небеса видят мое раскаянье — они простят меня за удовольствия, которые, как им известно, непреднамеренны». Жакоб, пользовавшийся дурной славой за свое беспробудное пьянство, говорил, что присоединяется к художественному сообществу на Монпарнасе, чтобы «грешить публично». Макс кричал на сидящего рядом жалкого пьяного посетителя, который раскачивался на своем высоком стуле. Танцовщицы сошли со сцены, недовольные выкриками Макса, а тот яростно вопрошал: — Что вы знаете о нашем правительстве? Говорю вам, Франция становится полицейским государством! Один из завсегдатаев бара крикнул ему: — Эй ты, пустозвон, сядь на место и заткнись! Макс разозлился. — И зачем только я трачу свое время? Что вы, глупцы, понимаете? Что вообще граждане знают? Правительство постоянно держит нас в состоянии войны, оно заставляет людей непрерывно платить налоги и на наши деньги покупает все больше оружия — это порочный круг, разве вы не видите? — Если вам не нравится — уезжайте из Франции! — пробормотал пьяный, сидевший рядом. — Именно это я и ожидал от вас услышать, и того же хочет правительство. Бармен с густыми щетками усов подошел к Максу и вмешался в разговор: — Макс, перестаньте будоражить моих клиентов. — Хорошо, хорошо, но разве вы не видите? Республика гниет на наших глазах, — сказал Макс, вытерев губы. — Я больше не могу спокойно стоять и наблюдать. Он рванулся прочь от барной стойки и присел ближе к ее противоположному концу, возле Пабло. Юноша проследил, куда сел журналист, и сказал: — Думаю, то же самое происходит во всех странах мира. Продажные политиканы вовлекают нас в войны, крича о патриотизме и самозащите. Макс посмотрел на Пабло, и ему стало немного легче: похоже, он нашел родную душу. — Слава богу, хоть кто-то понимает. Я писатель, я хорошо это знаю. — Если вы писатель, то сделайте так, чтобы вас услышали! Используйте прессу! — Поверьте, я пытался, но я у издателей на дурном счету. — Слава богу, мы художники! — вздохнул Карлос. — У нас нет таких проблем. Макс посмотрел на него, как на сумасшедшего. — Правда?.. Знаете, что они сказали о новых художниках, разрушающих традиции? — Я слышал, это об импрессионистах, — ответил Карлос. Макс встал и уселся рядом с испанцами. Когда он говорил, его тонкие руки так и порхали в воздухе. — Вы что, не понимаете? Все это — проявления распада, который продолжается во Франции; подавление новых идей... развязывание глупых войн в иностранных землях... вроде той, которую они пытаются сейчас затеять с Германией. — Наверное, дадут этой бойне какое-нибудь звучное название: «Великая война» или еще что-нибудь в таком духе, — задумчиво проговорил Пабло. Он махнул официанту рукой: — Принесите этому человеку выпить. — Простите, но ему бармен больше не наливает, — раздраженно возразил официант. — Он пьян. Макс в ярости вскочил со стула и стал нервно поправлять галстук. — Как вы смеете! Я не терплю, когда ругают мой характер. Он замахнулся на официанта, но промазал. Официант же был трезв и меток — он свалил Макса со стула ударом в челюсть. Пабло и Карлос подняли своего нового знакомца и снова усадили на стул. — Уведите его отсюда, — кричал бармен, — или мы его вышвырнем! — Но мы только что с ним познакомились! — попытался возразить Карлос. Однако бармен, не обратив на внимания на его протесты, повернулся и ушел. Пабло наклонился и похлопал Макса по щекам, чтобы тот протрезвел, но это не помогло. — Кажется, придется отнести его к нам. Ему нужно проспаться, — решил Пабло. Друзья согласно кивнули и, взвалив обвисшее тело Макса на крепкие плечи Пабло, они вышли из бара.
|